Интернет-площадка по покупке и продаже объектов интеллектуальной собственности

Интернет-площадка по покупке и продаже
объектов интеллектуальной собственности

Звонок по России бесплатный

Коммерциализация запатентованных технологий

заявка на патентКак коммерциализировать запатентованную технологию?

Наличие патента не гарантирует достижение коммерческого успеха. Патент является только средством получения возможности для предприятия извлечь доходы от изобретений. Для того чтобы принести существенную пользу компании, патент необходимо использовать самым эффективным образом. Как правило, патент приносит доходы только тогда, когда продукт, подкрепленный наличием патента, пользуется успехом на рынке или способствует укреплению репутации или привлекательности компании при заключении сделок.

Для продвижения запатентованного изобретения на рынок у компании имеется ряд альтернатив:

  • Самостоятельная коммерциализация запатентованного изобретения;
  • Продажа патента другим лицам;
  • Лицензирование патента другим лицам;
  • Создание совместного предприятия или стратегического союза с другими компаниями, имеющими собственные активы.

Как запатентованный продукт продвигается на рынок?

Коммерческий успех нового продукта на рынке зависит не только от его технических характеристик. Самое выдающееся, с технической точки зрения, изобретение, вряд ли привлечет покупателей, если продукция на его основе не пользуется активным спросом. Поэтому коммерческий успех зависит также от целого ряда факторов, в число которых входит внешний вид продукта, наличие финансовых средств, разработка эффективной стратегии маркетинга и цена продукта в сравнении с ценой конкурирующих или заменяющих продуктов.

Для продвижения инновационного продукта на рынок полезно разработать бизнес–план. Бизнес–планы являются эффективным средством анализа осуществимости экономической идеи. Бизнес–план имеет существенное значение для привлечения инвестиций, способствующих продвижению нового запатентованного продукта на рынок. Важно включать в бизнес–план информацию о патентах и патентной стратегии компании, поскольку эта информация является надежным доказательством новизны продукции компании и ее финансового состояния, а также снижает возможность нарушения прав на патенты других лиц.

Можно ли продать патент?

Можно, и это называется отчуждением патента, то есть, передачей прав собственности на патент другому лицу. Такое решение должно быть очень тщательно обдумано. Если вместо отчуждения вы выдаете лицензию на ваш патент, то можно рассчитывать на получение роялти до конца срока действия патента. По этой причине лицензирование может быть весьма заманчивой, с финансовой точки зрения, стратегией. С другой стороны, отчуждение патента означает, что вы получаете установленное единовременное вознаграждение, без каких бы то ни было будущих отчислений в виде роялти, независимо от того, каким бы прибыльным не было использование патента по лицензии.

Могут быть и ситуации, когда выгодно именно отчуждение патента. Если патент отчуждается за паушальное (разовое) вознаграждение, вы получаете оговоренную сумму сразу, не дожидаясь 20 лет (максимально), для того, чтобы постепенно получить всю сумму вознаграждения. Вы также избегаете опасности, что патент может быть «вытеснен» другой технологией. Кроме того, отчуждение патента вновь создаваемой компании может являться предварительным условием для открытия финансирования, если патент не принадлежит компании.

В любом случае решение носит индивидуальный характер и основывается на ваших потребностях и приоритетных задачах. Тем не менее, отчуждать патент, как правило, не рекомендуется, и патентообладатели обычно предпочитают сохранять за собой право собственности на их изобретения и выдавать лицензии.

Оценка стоимости патента

Существует много разных причин того, почему компании может быть выгодно или необходимо проводить оценку стоимости патентов, в том числе, в целях их постановки на бухгалтерский учет, лицензирования, слияния или приобретения компаний, отчуждения или покупки активов интеллектуальной собственности, а также привлечения дополнительных средств.

И хотя не существует единого метода оценки стоимости патентов, применимого во всех случаях, наиболее широко используются следующие методы:

  • Доходный метод: Наиболее часто используемый метод оценки стоимости патентов. Данный метод основан на расчете ожидаемых доходов, которые патентообладатель может получить в течение срока действия патента.
  • Затратный метод: Определяет стоимость патента на основе подсчета затрат, связанных с разработкой аналогичного актива внутри или вне компании.
  • Рыночный метод: Основан на размерах сопоставимых сделок на рынке.
  • Опционный метод: Основан на методах опционного ценообразования, первоначально разработанных для использования при установлении цен биржевых опционов.

Существует множество факторов, которые достаточно сложно выразить в количественной форме, но которые также могут влиять на стоимость патента. Среди таких факторов можно упомянуть объем охраны, зависящий от формулы изобретения, или наличие других технических решений в данной области.

Если вы принимаете решение продвигать инновационный продукт на рынок, обдумайте различные варианты коммерциализации запатентованного изобретения и удостоверьтесь в том, что вы располагаете продуманным бизнес–планом.